<<<1      2     3>>>

А вот ещё один из неудачных... Я сегодня пойду по неудачным опытам работы в кино моим. Значит, примерно из пяти работ, которые я делаю, проерычиваются — то есть, короче говоря, видят свет и доходят до зрителей и слушателей — примерно две. Вот, значит, из оставшихся трёх — а их много раз по три! — я вам сегодня буду показывать. Хорошо?

Значит, вот была такая картина, «Иван да Марья» называлась она. В этой к... в этот фильм я написал — примерно семнадцать музыкальных номеров, текстов песен. Это должен был быть такой... сказка - «мюзикл» в кино. Но, к сожалению, от этого осталось опять с гулькин нос — почти ничего не осталось, всё выстригли.

И опять, повторяю, что я-то имею возможность это взять да вам всё показать. А есть ребята, которые только начинают. У которых это, может быть, — первая и последняя возможность. И у них, к сожалению, дело складывается трагически, потому что, может быть, второго-то случая у них и не будет.

Вот, ну, я сейчас вам покажу... Меня часто упрекают — почему, дескать, я не пишу сказок. Поэтому я вам покажу сейчас сказку, которая написана мной для этой вот картины «Иван да Марья». Там, значит, есть такие куплеты нечистой силы... И почти все мои песни, которые написаны для детей, они — не только для детей. Они и для взрослых. То есть, я считаю, что взрослым их тоже полезно послушать... И вот там, например, есть «Серенада нечистой... Соловья-разбойника». А потом нечисть сидит в лесу на опушке, и они все выпивают там, плачут, потому что их уже больше никто не боится.

И сначала, значит, Соловей-разбойник поёт такую серенаду любимой своей — царевне Аграфене:

Выходи, я тебе посвищу серенаду!
Кто тебе серенаду ещё посвистит?
Сутки кряду могу — до упаду, -
Если муза меня посетит.

Я пока ешчо только шутю и шалю -
Я пока на себе не похож:
Я обиду терплю, но когда я вспылю -
Я дворец подпилю, подпалю, развалю,-
Если ты на балкон не придё-гого-гого-гогошь!

Ей-ей-ей, трали-вали!
Кабы красна девица жила в полуподвале,
Я б тоды на корточки
Приседал у форточки, -
И мы бы до утра проворковали!

А они сидят и поют, значит, такую вот песню:

— Я — Баба Яга,
Вот и вся недолга,
Я езжу в немазаной ступе.
Я к русскому духу не очень строга:
Люблю яго... сваренным в супе.

Ох, надоело по лесу гонять,
Зелье я переварила...
Нет, чтой-то стала совсем изменять
Наша нечистая сила!

— Добрый день! Добрый тень!
Я дак Оборотень, -
Неловко вчерась обернулся:
Хотел превратиться в дырявый плетень,
Да вот посерёдке запнулся.

И хто я теперь — самому не понять, -
Эк мене, братцы, скривило!..
Нет, чтой-то стала совсем изменять
Наша нечистая сила!

— А я — старый, больной
Озорной Водяной,
Но мне надоела квартира:
Лежу под корягой, простуженный, злой,
А в омуте — мокро и сыро.

Вижу намедни — утопленник. Хвать!
А он мене — пяткой по рылу!..
Нет, чтой-то стали... перестали совсем уважать
Нашу нечистую силу!

— Такие дела:
Лешачиха со зла,
Лишив мене лешевелюры,
Вчера из дупла на мороз прогнала -
У ей с Водяным шуры-муры.

Со свету стали совсем изживать -
Ну прост-таки гонют в могилу...
Нет, перестали совсем уважать
Нашу нечистую силу!

Спасибо.

Вот из-за того, я что так часто... у меня мои персонажи выпивают и поют всякие неприличности, значит, естественно, у многих людей — желание всё это перенести на меня. Я это ощущаю по всевозможным разговорам, которые ходят вокруг. И в связи с этим я спою вам пару песен о слухах и сплетнях.

Значит, особенно от этого страдают артисты, вот. Но я думаю, что и каждому из вас иногда приходилось быть жертвой всевозможных вот этих... Ведь самое-то удивительное, что никогда — почему? Это странно! — никогда ничего хорошего. Вот если вот так вот втихаря передают — ничего хорошего, обязательно что-нибудь плохое. потому что если бы было чего-нибудь хорошее, то тогда бы это называлось «сведения», «сообщения», «сюрпризы»... А... Понимаете? А так это совсем другое.

Сколько слухов наши уши поражает,
Сколько сплетен разъедает, словно моль!
Вот ходят слухи, быдто всё подорожает -
                                                абсолютно,-
А особенно — поваренная соль!

И словно мухи, тут и там
Ходют слухи по домам,
А беззубые старухи
Их разносют по умам,
Их разносют по умам!

— Слушай, слышал? Под землёю город отроют,-
Говорят — на случай ядерной войны!
— Да вы слыхали? Скоро бани все закроют -
                                                повсеместно -
Навсегда,— и эти сведенья верны!

И словно мухи, тут и там
Ходют слухи по домам,
А беззубые старухи
Их разносют по умам,
Их разносют по умам!

— А вы знаетя? Мамыкина снимают -
За разврат его, за пьянство, за дебош!
И, кстати, вашего соседа забирают,
                                                негодяя,-
Потому что он на Берию похож!

Словно мухи, тут и там
Ходют слухи по домам,
А беззубые старухи
Их разносят по умам,
Их разносят по умам!

— Ой, что деется! Вчерась траншею рыли -
Дак откопали две коньячные струи!
— Говорят, шпионы воду отравили
                                                самогоном,
Ну а хлеб теперь — из рыбной чешуи!

И словно мухи, тут и там
Ходют слухи по домам,
А беззубые старухи
Их разносют по умам,
Их разносют по умам!

Закалённые во многих заварухах,
Слухи ширятся, не ведая преград,-
Вот одят сплетни, что не будет больше слухов,
И ходят слухи, будто сплетни запретят!

Но, словно мухи, тут и там
Ходют слухи по домам,
А беззубые старухи
Их разносют по умам,
Их разносют по умам!

Нет меня! Я покинул Расею.
Мои девочки ходют в соплях!
Я теперь свои семечки сею
На чужих Елисейских полях.

Кто-то вякнул в трамвае на Пресне:
«Нет его — умотал наконец!
Вот и пусть свои чуждые песни
Пишет там про Версальский дворец».

Слышу сзади — обмен новостями:
«Да не тот! Тот уехал — спроси!»
«Ах не тот?!.» — и толкают локтями,
И сидят на коленях в такси.

А тот, с которым сидел в Магадане,
Мой дружок ещё по гражданской войне,
Говорит, что пишу ему: «Ваня!
Скушно, Ваня! Давай, брат, ко мне!»

Я уже попросился обратно -
Унижался, юлил, умолял...
Ерунда! Не вернусь, вероятно.
Потому что я не уезжал!

А кто поверил — тому по подарку,-
Чтоб хороший конец, как в кино:
Забирай Триумфальную арку,
Налетай на заводы Рено!

Я смеюсь, умираю от смеха:
Как поверили этому бреду?
Не волнуйтесь — я не уехал.
И не надейтесь — я не уеду!

Спасибо.

Ещё одна шутка.

Там, у соседа, — пир горой,
И гость — солидный, налитой,
Ну а хозяйка — хвост трубой -
Идёт к подвалам, -
В замок врезаются ключи,
И вынимаются харчи;
И с тягой ладится в печи,
И с поддувалом.

А у меня цепные псы взбесились -
Средь ночи с лая перешли на вой,
Да на ногах моих мозоли прохудились
От топотни по комнате пустой.

Там у соседа мясо в щах -
На всю деревню хруст в хрящах,
И дочь-невеста — вся в прыщах:
Дозрела, значит.
Смотрины, стало быть, у них -
На сто рублей гостей одних,
И даже тощенький жених
Поёт и скачет.

А у меня...

Подождите, подождите... М-м...

А у меня — сплошные передряги:
То в огороде недород, то скот падёт,
То печь чадит от нехорошей тяги,
А то щеку на сторону ведёт.

Сосед малёночка прислал -
Он от щедрот меня позвал.
Ну, я, понятно, отказал,
А он — сначала.
Должно, литровую огрел -
Ну и, конечно, подобрел.
И я пошёл — попил, поел...
Не полегчало.

И посредине этого разгула
Я пошептал на ухо жениху -
И жениха как будто ветром сдуло, -
Невеста, вон, рыдает наверху.

Сосед орёт, что он — народ,
Что основной закон блюдёт:
Что — кто не ест, тот и не пьёт
(И выпил, кстати).
Но тут малец с поправкой влез...

Во забыл, а!

Все сразу повскакали с мест,
Но тут малец с поправкой влез:
«Кто не работает — не ест», -
Ты спутал, батя!

Дальше?

Извините, я их стал забывать, эти песни. Это совсем не важно... (Реплика относится к аплодисментам. — Ред.) Их много очень, песен, поэтому я забываю. Припевы забываю. В чём там дело дальше, я помню.

Там было дальше такое:

Потом у них была уха
И заливные потроха,
Потом поймали жениха
И долго били,
Потом пошли плясать в избе,
Потом драли'сь не по злобе -
И всё хорошее в себе
Доистребили.

А я стонал в углу болотной выпью,
Набычась, а потом и подбочась,
И думал я: а с кем я завтре выпью
Из тех, с которыми я пью сейчас?..

Наутро там всегда покой,
И хлебный мякиш за щекой,
И без похмелья перепой,
Еды навалом,
Никто не лается в сердцах,
Собачка мается в сенцах,
И печка — в синих обра... изразцах
И с поддувалом.

А у меня — и в ясную погоду
Хмарь на душе, которая горит.
Хлебаю я колодезную воду,
Чиню гармошку, а жена корит.

Спасибо.

Вот вы знаете, в одном спектакле, который был у нас...

Э-э-э... Ха-ха! Да! Ха-ха! Это смешная очень записка: почему, — говорят, — у меня нет сатирических песен?..

Нравятся ли мне песни на французском языке в моём исполнении?

Нет! Нет. На русском нравятся больше. Вот.

Я попробовал это сделать, но нужно ещё работать для того, чтоб это делать хорошо. Потом, вероятнее всего... Понимаете, одна из песен, которая называлась «Кто-то высмотрел плод», так называемая «Прерванный полёт», была переведена очень хорошим поэтом и прекрасным композитором — Максим Ле Форестье там есть такой. Замечательный парень, вот, он это сделал очень хорошо, на высоком уровне. Но всё равно, как ни странно, это всё теряет в переводе! Вся острота проблемы и темы уходит. И в песне «Кто-то высмотрел плод»... На русском языке это песня трагическая. Песня о том, что человека убили, не дав ему... дав ему только попробовать и чуть-чуть начать... А по-французски это получилось — просто, ну, что как-то так... что-то с ним случилось, там, заболел да умер. Примерно так. Правда, правда. Вот.

«...О Колумбах и Магеллановых». Счас.

Ну вот, я ещё вам спою одну песню шуточную (она же сатирическая).

Вот, песня эта — у неё такая история. У нас был спектакль «Берегите ваши лица», и в этом спектакле было несколько песен: «Песня о нотах», «Охота на волков»... И ещё была одна такая песня, которая называлась «Песенка плагиатора». Ну, дело в том, что — там г... сообщалась такая преамбула... Там было, что однажды поэт Василий Журавлёв напечатал в журнале «Москва» стихи... «Москва» стихи, которые, как выяснилось потом, принадлежали Анне Ахматовой. Его спросили, зачем он это сделал, а он сказал, что: «А я, — говорит, — не знаю. Они как-то сами просочились». То ли он выпимши их услышал где-то когда-то, и ему вдруг показалось, что это его собственные — я уж не знаю, почему. А потом он обиделся даже и говорит: «Подумаешь, какое дело! Пусть она моих хоть два берёт. Мне даже не жалко».

Я счас взорвусь, как триста тонн тротила -
Во мне заряд нетворческого зла:
Меня сегодня Муза посетила -
Посетила, так немного посидела и ушла!

У ней имелись веские причины,
Я не имею права на нытьё, -
Представьте: Муза... ночью... у мужчины!
Бог весть, что люди скажут про неё.

И все же мне досадно, одиноко,
Ведь эта Муза — люди подтвердят! -
Засиживалась сутками у Блока,
У Пушкина жила не выходя.

Я бросился к столу, весь нетерпенье,
Но — Господи, помилуй и спаси! -
Она ушла. Исчезло вдохновенье
И три рубля — должно быть, на такси.

Я в бешенстве мечусь, как зверь, по дому.
Но Бог с ней, с Музой, я её простил.
Она ушла к кому-нибудь другому -
Я, видно, её плохо угостил.

Огромный торт, утыканный свечами,
Засох от горя, да и я иссяк,
С соседями я допил, сволоча... и с друзьями
Для Музы предназначенный коньяк.

...Ушли года, как люди в чёрном списке, -
Всё в прошлом, я зеваю от тоски.
Она ушла безмолвно, по-английски,
Но от неё остались две строки.

Вот две строки — я гений, прочь сомненья,
Даёшь восторги, лавры и цветы!
Вот две строки: «Я помню это чудное мгновенье,
Когда передо мной явилась ты!»

Спасибо.

<<<1     2     3>>>

Используются технологии uCoz