Галстук, пожалуй, - самый распространенный аксессуар классического мужского костюма. Он завершает элегантный силует и одновременно является его символом. Появившись в XVII веке, галстук до сих пор остается той деталью, которая делает всех мужчин разными и способна мгновенно превратить старый костюм в новый.
Этот привычный элемент мужского костюма - галстук - имеет довольно длинную историю. Считается, что галстуки были известны еще в Древнем Риме, когда их использовали в качестве шейного платка в чисто утилитарных целях: ими закрывали шею, чтобы не простудиться. Свое победное шествие по Европе галстук начал со времен 30-летней войны (1618-1648 гг.), когда им повязывали шеи хорватские наемники, воюющие за короля Франции. Именно с этих пор во многие европейские языки вошло слово, обозначающее этот предмет одежды: cravate (франц.), cravatta (итал.), Krawatte (нем.), краватка (укр.) (сравните с Croatia - Хорватия). Копированный или перекопированный галстук быстро завоевал популярность как у французов, так и у немцев. Кстати, русское слово "галстук" имеет немецкие корни (Hals - шея, Tuch - платок). Официально галстук считался признаком утонченного кокетства и знаком принадлежности к благородному сословию, но в то же время использовался и утилитарной целью: он был эффективным средством сокрытия воротничков сорочек, чья свежесть и чистота оставляли желать лучшего. Кроме того, галстук вносил некий элегантный штрих в костюм, подчеркивая линию выреза пиджака.
В
XIX веке галстуки были шелковые, шерстяные,
атласные с различными узорами, Галстук,
завязанный по-байроновски, представлял
собой широко завязанный, не стягивающий
горло платок, "Трагический" галстук
черного цвета был принадлежностью траурной
и форменной одежды. "Вальтер Скотт"
шили из клетчатой ткани. Белый галстук
предназначался для парадной одежды балов,
вечеров и званых обедов. Его полагалось
носить с фраком или смокингом, но ни в коем
случае не с пиджаком.
Затем в моде появились новые типы галстуков.
Интересна история изобретения галстука "регат".
Считается, что один молодой спортсмен, не
имея большого запаса времени для возни с
галстуком, разрезал его сзади, а затем
пришил к нему петельку и пуговку, чтобы
одеть снова. Новый фасон галстука прижился,
и сейчас такие галстуки являются
неотъемлемой частью форменной одежды.
Тот вариант галстука, к которому мы привыкли сегодня, сложился только в XX веке. В Европе, в буйные 60-70-е, галстук сразу же причислял его обладателя к членам буржуазного истреблишмента и был синонимом социальной смерти. "Революция" в моде в 1968 г. свергла правление галстука, а когда он возродился, носить его или нет было уже вопросом выбора стиля. Ночные клубы, рестораны, общественные места больше не требовали от мужчин ношения галстука. Даже бывший министр культуры Франции Жак Ланг дал "пощечину" галстуку, отказавшись надеть его на заседание Национальной ассамблеи. В профессиональной же сфере галстук как оставался, так и остается на шеях "голубых" и "белых" воротничков.В начале XIX века возникла целая наука по завязыванию галстука, об этом писали учебники. Автором одного из таких учебников был Бальзак.
Сегодня галстук может вновь претендовать на элегантность и утонченность. Он постепенно вернулся в моду в качестве красивого аксессуара, идеально подходящего для выражения последних модных идей. Значительно улучшилось качество материалов, используемых для изготовления галстуков, и расширился спектр их цветовой палитры. Так, например, благодаря усовершенствованию ткацких станков и повышению качества отделки некоторые образцы галстуков из коллекции Charvet короля ткацких эффектов Жан-Клода Колбана насчитывают до 60 различных цветовых оттенков в одном изделии.
В XX веке дизайн галстука много раз менялся. В 60-е годы были популярны узкие кожаные и вязаные галстуки, в 70-е годы бал правили буйные краски широких галстуков.
Еще пятнадцать лет назад основная масса производимых галстуков ткалась с полосатым рисунком, лишь немногие модели имели напечатанный узор. В 1985 г. появились робкие попытки изменить традиционный рисунок, и к полоскам прибавились мелкая клетка. Затем в зенит славы вошел шелк. А своему разрыву с классицизмом современный галстук обязан Дому моды Hermes, создавшему целую коллекцию галстуков с набивным узором в виде маленьких узоров. Успех к ним пришел в одну ночь, и эти галстуки начали копировать во всем мире. Сегодня 85% всех продаж галстуков приходится на изделия с набивным рисунком, несмотря на значительные успехи и на то, что наиболее модным сегодня является именно фактурный, сотканный узор. Кроме того, за последние пятнадцать лет галстуки значительно "выросли" в ширину: сегодня это уже не узкие "селедки", их ширина колеблется от 8,5 до 10,5 см.
Шелк до сих пор является предпочтительным материалом для покупателей. Именно шелковые галстуки предпочитают приобретать мужчины в дорогих магазинах Франции и Италии, где их цена доходит до $100. Хотя в последние годы дизайнеры все чаще и чаще предлагают галстуки из других натуральных материалов - шерсти, кашемира, хлопка и их смеси с шелком, такая продукция занимает лишь около 7% всего объема производимых галстуков.
Статистика показывает, что 35-45% всех покупок галстуков приходится на долю женщин, которые покупают их в качестве подарков. Мужчины же часто покупают галстук "по дороге". Огромную роль в этом играют магазины систему Duty Free в аэропортах с их постоянной аудиторией скучающих и бродящих в поисках занятия бизнесменов. Здесь можно приобрести, например, прекрасные экземпляры галстуков в классическом стиле фирмы Dunhill, мирового лидера в производстве аксессуаров для мужчин.
Надо сказать, что галстук играет сегодня чуть ли не главную роль в костюме, заменив собой цветок, используемый когда-то в качестве бутоньерки. В последнее время произошла эволюция и в расцветках галстуков. Совсем еще недавно модные большие яркие цветы и геометрические узоры уступили место мелким, более спокойным рисункам. Мода как будто устала от ярких красок, и сейчас большинство дизайнеров предлагают сдержанный рисунок экологических или классических цветов: темно-синий, бордо, коричневый, беж, песочный, кирпичный, серый, черный.
Современные технологии ткачества позволяют создавать причудливые узоры на ткани с помощью различно окрашенных нитей или выпуклый рисунок, так называемый жаккард. Именно такие галстуки сейчас особенно модныю Они очень подходят к костюмам в натуральном экологическом стиле. Их цвет, как бы нейтральный, не контрастирует с основным цветом костюма, а примитивный узор, например горох, придает некоторую законченность внешнему виду.
Безусловно, каждый из дизайнеров предлагает свой вариант модного галстука. Так, Клод Монтана предпочитает однотонные галстуки в цвет пиджака (в том случае, если пиджак яркого цвета, то галстук оранжевый или ярко-синий) или контрастирующие с ним. Юбер де Живанши предлагает два варианта галстуков: если с набивным рисунком, то модельер использует цветочные мотивы, как бы быстро набросанные кисточкой на темном (черный, синий) или ярком (белый, красный) фоне; в галстуках с ткацким узором преобладают те же цветочки, только мелкие, напоминающие маргаритки или трилистники, на темном фоне (темно-синий, бордо, черный, красный). Доминик Марлотти предлагает набивной рисунок, напоминающий офорт или гравюру, во всю длину галстука в экологических цветах земли.
Специалисты утверждают, что не существует строгих правил относительно зимних и летних цветов и узоров. Общее мнение, что зимой необходимо носить темные галстуки, а летом светлые и яркие, не верно. Многие модельеры на зиму предлагают как раз более светлые галстуки, чтобы оживить темную зимнюю гамму костюмов. А вот шерстянные волокна используются, конечно, только в зимних коллекциях. Такие галстуки более толстые, имеют "сухую", иногда ворсистую поверхность.
Один из крупнейших и известнейших производителей галстуков во Франции - фирма LAFFARGUE, выпускающая на своей фабрике в Бургундии продукцию таких известных дизайнеров, как Пьер Карден, Жан Пату, Тьерри Мюглер и Жорж Реш. Жан Пату - это всегда элегантный стиль, его коллекции всегда находятся как бы вне моды, вне времени. Любимые гаммы модельера - коричневая, бордо, темно-синяя и темно-зеленая. Обычно Жан Пату предлагает кроме мелкого геометрического рисунка и гороха твидовый узор (то, что мы называем "в елочку", когда говорим о костюмных или пальтовых тканях). В его коллекциях много клетки - от обычной двухцветной до "куриной лапки" и красочной "шотландки", а также кашмирского узора: различных вариаций на тему "капли воды" или "огурцов".
Коллекция Жорж Реш более сконцентрирована на моде, поскольку разрабатывается одновременно с основной коллекцией одежды. В ее основе - нейтральные цвета: целая гамма разнообразных оттенков серого и серебристого, черный, коричневый, темно-синей, цвет беж. В рисунках обычно присутсвует очень ограниченное число цветов, причем они не контрастируют друг с другом, а сочетаются. В основе коллекции - ткацкий узор, выработка - крапинка, горох от мелкого до крупного, в размер пятирублевой монеты, квадратики и традиционная диагональная полоса (часто это комбинация гладкой полосы с выработкой в виде переплетенных тонких шнуров). Часто встречается рисунок в тон или так называемый лжетонный: издалека кажется, сто галстук ровный по цвету, но при ближайшем расмотрении на нем обнаруживается рисунок.
Галстуки Тьерри Мюглера также разрабатываются в соответствии с общим стилем коллекции. Они очень необычные и яркие. Их покупают мужчины, которые хотят выглядеть "от Мюглера". В основе коллекции - жаккардовая графика: полоски, звезды, кресты, контрастные по фактуре и цвету (черный, синий, бордо в контрасте с белым).
В начале своей эпохи галстуки изготавливали из шелка, производимого во Франции и Италии. И до сих пор самые лучшие ткани для изготовления галстуков производятся в этих странах. Например, всемирно известная по производству высококачественных тканей французская фирма Dormeuil при изготовлении этих аксессуаров для своей коллекции мужской одежды "хай класса" использует великолепные стопроцентные итальянские шелка. Причем сами галстуки полностью изготавливаются вручную в той же Италии. Плавно внедряя новые веяния моды в дизайн, Dormeuil обновляет свою коллекцию галстуков каждые два месяца.
Сейчас галстуки выпускают по всему миру, много качественной продукции производится в Великобритании и Германии. Очень преуспели в производстве галстуков с набивным рисунком корейские производители, чью продукцию можно часто увидеть в российских магазинах. Она бывает приличного качества, однако не удовлетворяет хорошему вкусу. Корейские умельцы часто копируют галстуки известных марок, но не выдерживают очень важного элемента галстука - цвета, о котором стоит помнить при покупке этого аксессуара. Хороший галстук стоит не меннее $30, а если речь идет о престижной марке, то стоимость еог может колебаться в районе $100.
Сегодня галстуки носят с различными сорочками, даже из джинсовой ткани и с вельветовым воротничком. Воротник сорочки под галстуком часто оставляют незастегнутым на верхнюю пуговицу (хотя многие могут воспринять это как небрежность, а не модный "писк"). Узел современного галстука достаточно крупный. Сорочку с галстуком часто сопровождает жилет, и в этом случае галстук немного вытягивают из выреза жилета, чтобы он слегка оттопыривался. Некоторые авангардные дизайнеры предлагают использовать галстук даже вместо ремня брюк. И напоследок - правило классического бон-тона% кончик завязанного галстука должен быть всего лишь чуть ниже пояса брюк.
В современной моде нет четких правил, определяющих цвет, рисунок, форму и длину галстука. Критерием для его подбора служит только стиль и цвет одежды, а также вкус владельца. Можно выбрать галстук в классическую полоску или с нестареющим пейслийским узором, а можно выбрать узор, имитирующий пятна от пиццы или супа.1.Первый способ - наиболее простой. Узел этого галстука получается нешироким и изящным.
2. Узел, завязанный вторым способом, называется виндзорским. Он более широкий и объемный.